Теория психологии конфликта: летом 1954 года группа 11- и 12-летних мальчиков прибыла в государственный парк Робберс-Кейв в Оклахоме, как они думали, в поход. Они не знали, что были частью спорного эксперимента по реалистичному разрешению конфликтов, проведенного известными психологами Музафером Шерифом и его женой Кэролайн Вуд Шериф.
Структура эксперимента
Эксперимент должен был проходить в три этапа:
- формирование группы,
- возникновение конфликта / трения
- и разрешение конфликта.
На первом этапе мальчики участвовали в различных мероприятиях, не взаимодействуя друг с другом, что позволяло развиваться социальным нормам и субкультурам. Мальчики даже дошли до того, что дали своим группам названия. — «орлы» и «гремучие змеи».
На этапе трения две группы соприкасались друг с другом посредством соревнований с отдельными призами для победителей, что устанавливало ограниченный ресурс, за который группы могли сражаться.
Это вызвало предрассудки и враждебное отношение между группами, что привело к насилию и оскорбительному поведению.
Стадия разрешения конфликта включала уменьшение предубеждений и усиление сотрудничества между группами.
Это было достигнуто не путем обсуждения, а благодаря общей цели — починить сломанный вентиль лагерного водонапорного бака, вызвавший нехватку питьевой воды.
В конце концов мальчики смешались и сотрудничали, что привело к общей радости, когда вода, наконец, пришла.
Создание теории конфликта
Результаты эксперимента привели психологов к созданию реалистичной теории конфликта, которая объясняет, что конфликты возникают в результате конкуренции за ограниченные ресурсы, такие как деньги, власть, военная защита или социальный статус.
Эта конкуренция может привести к дискриминации аутсайдеров и обостриться во время нехватки, когда внутренние группы пытаются устранить источники внешней конкуренции.
Теория также предполагает, что общие цели и общие враги могут быть путем к миру, как показало сотрудничество, наблюдаемое в эксперименте между «орлами» и «гремучими змеями».
Однако эксперимент проводился на детях, и неясно, будут ли результаты такими же для взрослых? или в более серьёзных конфликтах, но в результате эксперимента мы получили ценную информацию о психологии конфликта и механизмах дискриминации.
Разумеется эта теория применима не ко всем ситуациям, но она является полезным инструментом для понимания корней конфликта и шагов, которые можно предпринять для его разрешения и если вы сталкиваетесь с конфликтами, но не можете найти выход запишитесь на консультацию и мы обсудим детали.