Мы часто попадаем в трудные ситуации в отношениях, потому что отказываемся принять, насколько много поддержки и ласки нам нужно от любимого человека. Мы воображаем, что выросли, нам не хочется признаваться в собственной хрупкости и ранимости, мы не хотим видеть в себе то чувствительное дитя под впечатляющей взрослой оболочкой.
И поэтому, сталкиваясь с «мелочами», которые безусловно нас ранили (нехватка теплых слов здесь, отсутствие прикосновений там), мы замыкаемся, быстро поднимаем мосты, бессознательно готовимся к упрекам, говорим себе, что у нас много работы и следует больше времени проводить наедине с собой. Последнее, что мы можем признать — это то, что, возможно, мы грустны, смущены и тайно в ярости.
Нам значительно помогло бы с достоинством признать — при поддержке общества в целом — что в отношениях мы все беззащитны. Мы чувствуем всё, признаем мы это или нет. Мы воспринимаем каждый нюанс в поведении любимого человека по отношению к нам; нас задевает и расстраивает малейшая дистанция, непонимание и обида.
Конечно, крайне соблазнительно отрицать такую открытость. Кому захочется постоянно напоминать себе о том, что фактически лишился независимости, отдавшись на откуп настроениям и прихотям совершенно автономного человека? Как же утешительно жить в иллюзии, будто мы можем быть невосприимчивы к мелким обидам, а наше настроение по большей части в наших руках.
Однако было бы честнее и намного лучше принять, что стоит нам влюбиться, у нас нет иного выбора кроме как чувствовать все, что происходит между нами и партнером. Нам нужно знать ежедневно, даже ежечасно, что мы по-прежнему важны для него или нее. Бесполезно притворяться, будто мы сделаны из камня, пытаться быть безрассудно, а в конечном итоге зло и холодно храбрыми.
Нам нужно ввести меры по сохранению любви перед лицом нашей непреходящей уязвимости.
Нам следует регулярно проверять друг друга и спрашивать: я ранил тебя? А затем так же регулярно говорить: я все еще люблю тебя.
Подходить к любви с невероятной, почти неправдоподобной чувствительностью — это отнюдь не признак инфантильности. Это признак того, что мы наконец приняли, кто такой взрослый и что ему нужно.
Принятие реалий чуткой взаимозависимости в любовных отношениях позволяет обрести больше открытости, понимания и заботы о чувствах друг друга. Вот мудрость взрослого подхода к искусству любви.
Эмоциональная зрелость подразумевает признание и выражение наших глубинных потребностей, даже если они кажутся хрупкими или «детскими». Благодаря такой чуткой перспективе мы можем любить по-настоящему по-взрослому.