Победить внутренних монстров: на примере шедевра Гойи

Испанский художник Франсиско Гойя — один из выдающихся мастеров конца XVIII — начала XIX века. Родившись в 1746 году в среднестатистической семье в Фуэндетодосе, Арагон, он начал рисовать в раннем возрасте и вскоре был признан современниками как гениальный живописец.

Сегодня мы восхищаемся такими его работами, как «Расстрел в ночь на третье мая 1808 года», портрет Карла IV и его семьи, а также серия беспощадных офортов «Бедствия войны». Однако наиболее эмоционально воздействующей работой Гойи является офорт 1799 года с загадочным и многозначительным названием «Сон разума рождает чудовищ».

Победить внутренних монстров: на примере шедевра Гойи

Название ключевое для понимания этого произведения. Чтобы мы точно его не пропустили, художник даже высек его на столе — и оно звучит еще более красноречиво на испанском языке. Как хорошо знал Гойя (он страдал от маниакально-депрессивного психоза с позднего подросткового возраста), ночь — это время, когда всё может стать невыносимым, если наш разум хрупок.

Каждое чудовищное животное на этой гравюре на самом деле олицетворяет мысль, которая может одолеть нас, когда мы измучены и истощены. Часто эти ночные мысли — интернализация самых ужасных слов, которые мы когда-либо слышали от других людей (скорее всего, тех, среди кого выросли): ты никудышный, ты вызываешь у меня отвращение, не смей перехитрить меня.

Сова с распростертыми крыльями, возможно, кричит: ты никогда ничего не добьешься. Мохнатая крылатая мышь, вероятно, шипит: твои желания отвратительны. Похожее на рысь существо внизу смотрит с осуждением: я так разочарован тем, во что ты превратился.

  • Днем, когда мы ощущаем присутствие так называемых чудовищ во время разговора с коллегой или ужина с друзьями, мы можем отогнать их с помощью разумных доводов: конечно, мы ничего плохого не сделали. Нет причин продолжать извиняться, у нас есть право быть собой.
  • Но ночью мы можем забыть все наши средства самозащиты: почему мы все еще живы, почему еще не сдались? Мы больше не знаем, что ответить. Чтобы выжить психологически, нам, возможно, потребуется длительный анализ происхождения каждого зверя, чем он питается, что заставляет его идти по следу и как его можно обуздать.

Одно чудовище, возможно, родилось из уст нашего отца, другое — из пренебрежения матери; большинство из них активизируются, когда у нас слишком много работы, когда мы измучены и когда города, в которых мы живем, находятся в самом лихорадочном ритме. И они ненавидят ранние ночи, природу и любовь друзей.

Мы должны обуздать наших монстров — у каждого из нас свои — с таким же уважением, которого заслуживает нечто, обладающее силой убить нас. Нам нужно построить очень прочные клетки из веских добрых доводов против них.

В то же время, мы можем утешиться мыслью о том, что ночные чудовища станут менее злобными, чем более разумную и спокойную жизнь мы сможем вести. С достаточной добротой и состраданием мы можем надеяться достичь того момента, когда даже в глухую полночь, когда эти монстры рвутся с ошейников и бьются о прутья, мы будем помнить о себе достаточно, чтобы не бояться и знать, что мы в безопасности и достойны нежности.

Гравюра Гойи — это не просто изображение ночного ужаса: она также указывает нам — с большей надеждой — на то, как со временем мы можем приручить наших монстров с помощью любви и разума и понять себя — запишитесь на консультацию и найдите решение.

Оставьте комментарий